18 декабря 2020 · Дарья Староверова · Обзор
Уйти в онлайн или совсем
Впервые за много лет ивент-индустрия встречает декабрь без традиционного ажиотажа. Концертные площадки пустуют, бары закрываются в полночь. Пандемия оставила без работы многих артистов, организаторов вечеринок и бизнес-конференций, сотрудников праздничных агентств. «Как дела» узнали у участников рынка, как пройдут новогодние праздники в новой эпидемиологической реальности.
Коротко о главном
  • Региональные ивент-агентства лишились большей части предновогодних заказов. Крупные корпорации отказались от «регионального контента» в пользу онлайн-корпоративов с трансляцией из головных офисов.
  • Среди актуальных форматов корпоративов не только чистый онлайн, но и «гибридные» жанры — корпоративное радио или одновременная дегустация напитков вместе с коллегами из других городов.
  • Музыкальные группы и ведущие мероприятий — самые пострадавшие. Кто-то выступает подпольно, а кто-то ушёл из профессии до лучших времён.
  • Бизнес-мероприятия легче прочих переносятся в онлайн, но теряют в этом формате внимание участников и возможности для нетворкинга.
  • Ограничения из-за пандемии рано или поздно будут сняты, а ивенты с элементами онлайна с нами навсегда, уверены эксперты.
Тосты перед монитором
Пандемия заморозила ивент-индустрию, и снятие ограничительных мер не спасло ситуацию, констатируют участники рынка.

Потери ивент-индустрии по итогам года могут достигнуть 65−70% от общего объёма рынка, считает директор креативного бюро «Энгиро» (Новосибирск) Никита Гирин. По его оценке, в декабре региональные агентства лишились примерно 60% заказов, поскольку федеральные компании отказались от новогодних корпоративов в каждом филиале и транслируют из центрального офиса одно мероприятие на всех.

Уменьшилась и средняя стоимость новогоднего корпоратива, отмечает директор ивент-агентства А5 (Новосибирск) Анастасия Орлова. В прошлом году это были мероприятия за несколько миллионов рублей, в этом компании укладываются в сотни тысяч.

И хотя агентство не потеряло крупных заказчиков, работы стало на 90% меньше, говорит Анастасия Орлова. В этом году не арендуют концертные залы — сотрудников поздравляют прямо в офисах.

Коммуникационное агентство «Эквилон» (Уфа) в этом году столкнулось с «тотальным падением объёмов продаж», подтверждает директор Елена Астахова. От мероприятий клиенты отказались, но часто заказывают праздничное оформление офисов — этим в основном сотрудники агентства и заняты.

В 2ГИС тоже уделили внимание новогоднему украшению рабочих мест, говорит директор по персоналу 2ГИС Екатерина Шахова. В этом году компания отказалась от традиционного офлайн-корпоратива: «Покажем фильм, в котором вместе подводим итоги года работы — мы заранее сняли его — а затем поздравим друг друга с наступающим в прямой трансляции», — рассказала Екатерина Шахова.

В компании «Ростелеком» корпоратива в традиционном понимании тоже не будет — праздник пройдёт онлайн. По словам пресс-секретаря департамента внешних коммуникаций макрорегионального филиала «Сибирь» Татьяны Штабель, в прямом эфире подведут итог марафона «Время чудес», который длился в компании весь декабрь. Сотрудники писали новогодние желания, отправляли их по почте и получали коды. На празднике генератор случайных чисел выберет трёх победителей — их желания исполнит «Ростелеком».
Запах мандаринов с доставкой
Студия IVA records предоставляет услугу «корпоративного радио»: в офис заказчика приезжают двое ведущих с нужным оборудованием и в течение шести часов ведут прямой эфир (возможна и трансляция в удаленные филиалы). В эфире топ-менеджеры подводят итоги года, отвечают на вопросы коллег, сотрудники передают други другу поздравления и заказывают песни, ведущие шутят. По словам директора IVA records Сергея Эскузьяна, в прошлом году у компании было два предновогодних заказа, а в этом году — шесть. Стоит 6-часовая программа 100 000 рублей, на 25% дороже, чем в прошлом году.

В «Энгиро» придумали более дорогой и технически сложный способ объединить филиалы одной компании на базе собственной платформы для онлайн-трансляций. По словам Никиты Гирина, она позволяет подключить больше участников, чем Zoom, а интерфейс лучше заточен для праздников. Например, можно менять положение окон — «рассаживать» гостей в нужном порядке — или написать на экране название компании.

Но настоящий «вау-эффект», по словам Никиты Гирина, имеет синхронная доставка в филиалы в разных городах съедобных сетов, парфюмерных композиций и элементов декора. Доставку организуют партнёры «Энгиро» — коллаборация Catering Box. Во время пандемии кейтеринг-службы из разных регионов объединились, и теперь они могут одновременно привозить сеты в 60 городов России.

В разгар праздника сотрудники в каждом офисе получают одинаковые боксы с канапе, закусками и алкоголем. Они едят и поднимают бокалы в прямом эфире — как будто за одним столом. «Придумали доставлять даже запахи — парфюмерные композиции, созданные по заказу компании. Например, запах мандаринов, или, скажем, тринадцатой зарплаты, если компания дружит с юмором», — делится Никита Гирин.

По словам Гирина, стоимость мероприятий «Энгиро» варьируется от 500 000 до 10 млн рублей — это примерно на уровне прошлого года. «Но бюджет среднестатистического мероприятия, без синхронного кейтеринга, безусловно, снизился — примерно на 30−50%», — добавил он.

Компании с минимальным бюджетом на новогодний корпоратив играют в онлайн-квесты. По словам организатора онлайн-игр Home Quest (Владивосток) Андрея Мазелиса, с приходом декабря спрос на услуги компании «увеличился на два порядка». Появились клиенты со всей России, но особенно много из центрального региона. Есть заказчики из Европы. В основном это небольшие IT-компании, консалтеры и представители банковской сферы.

Участники делятся на команды, регистрируются на специальном сайте и выполняют задания на скорость. Можно раскрыть преступление в детективном квесте или поиграть в интеллектуальную шараду вроде «Что? Где? Когда?». Стоимость — от 15 000 рублей за «стандартный пакет» с квестом и поздравлениями от ведущего. «Вип-пакет» (от 60 000 рублей) предполагает разработку сценария игры под клиентский запрос. В игре могут принимать участие до 2000 человек.
Энергия в пустоту
Пандемия лишила части заказов не только ивент-агентства. Сильнее пострадали артисты — кавер-группы, шоу-номера, ведущие. Из-за локдауна и последующих ограничений многие лишились работы. Одни продолжают выступать на нелегальных площадках — загородных коттеджах и дачах. Другие ушли из профессии. «Знаю ребят, которые переквалифицировались из ведущих в таксисты, продавцы или просто вышли в офис на работу», — говорит Анастасия Орлова.

Обычно декабрь для группы «Капитан Дик» — «хлебное время», вспоминает лидер группы Вадим Денисов. В этом году у музыкантов нет ни одного заказа. Чтобы не разориться, он начал преподавать игру на гитаре, но в следующем году надеется вернуться к живым выступлениям. Группа пробовала выступать в онлайне, но музыкантам не понравилось — не хватает энергии зала.

Бизнес-конференциям тоже несладко. По словам организатора CodeFest Евгения Василькова, затраты на площадку — один из ключевых камней преткновения для всех, кто сейчас пытается сделать офлайн-мероприятие. Количество участников из-за ограничений организаторы вынуждены уменьшать, при этом стоимость аренды остаётся неизменной, плюс возникают «санитарно-эпидемиологические» траты — маски, антисептики, уборка помещений, бактерицидные рециркуляторы.
«Совокупные расходы кратно выросли. Маржа драматически ушла в минус», — делится Васильков.

Тем не менее, CodeFest 2021 пройдёт в традиционном офлайн-формате с онлайн-трансляцией. Организаторы рассчитывают собрать 1200 человек, 600 из них уже купили билеты на конференцию, которую отменили в 2020 году из-за пандемии. По словам Евгения Василькова, многие организаторы ИТ-конференций переносят мероприятия на следующий год или проводят онлайн. В первом случае они теряют прибыль, во втором — внимание участников. «В онлайне участники предпочитают в основном пассивное прослушивание в одно ухо, а для общения и нетворкинга все ждут возвращения офлайн-формата», — говорит он.
Что будет с ивентами после пандемии?
Участники рынка ждут следующего года и надеются на постепенное оживление. Общий прогноз: интерес к офлайну будет возрождаться постепенно и осторожно, онлайн-ивенты займут свою нишу и останутся в индустрии надолго.
Никита Гирин
директор креативного бюро «Энгиро»
Как только будут спадать ограничения, отскок к офлайну, конечно, будет. Мы изо всех сил попытаемся вернуться к обычной жизни. Но как физик вам скажу — то напряжение, которое возникло во время пандемии, останется. И мы в полной мере не вернёмся к прежним пропорциям онлайн- и офлайн-мероприятий. Онлайн-ивентов станет на 10−20% больше, чем до пандемии.

Корпорации поняли, что возможность провести онлайн-мероприятие есть всегда. Тебе не надо везти людей, арендовать помещение, вкладываться в алкоголь, который может привести к тому, что транспортный цех будет наутро после корпоратива другими глазами смотреть на бухгалтерию. Онлайн — это такая стерильная история. Негативные последствия легко купировать. Но никто не заменит химию человеческого контакта. Это всё вопрос ресурса и цели.
Вадим Денисов
лидер музыкальной группы «Капитан Дик»
Не верю в то, что онлайн перспективен. Мы пытались давать концерты онлайн, но получили неприятный опыт. Не видишь реакцию аудитории, энергия уходит как будто в пустоту. Не слышно смеха, аплодисментов. И для нас это экономически невыгодно. Рассчитали стоимость концертов онлайн с платным входом. Расходы на организацию трансляции получаются больше, чем вероятная выручка.
Анастасия Орлова
директор ивент-агентства А5
Я думаю, что будет много фестивалей. Это такой формат, в котором можно и дистанцию соблюдать, если хочется, и общаться, и быть частью чего-то общего и большого. Артисты соскучатся по зрителю и будут работать с тройной отдачей.
Онлайн однозначно сохранится. Конференции, подведение итогов и награждение сотрудников (особенно если они в разных городах), события для отдельных отделов/групп сотрудников. Не знаю даже, вернется ли корпоративный квиз из онлайна или нет.

В начале пандемии меня очень вдохновил проект в Питере — на дома проецировали позитивные картинки, фразы. Это некоммерческий, конечно же, проект — такая поддержка людей и творчество. Мне очень хотелось бы, чтобы новосибирский ивент-рынок вышел из пандемии «очищенным» — с новыми крутыми идеями и, самое главное, с пониманием того, что мы не конкуренты, а коллеги.
Алексей Казаринов
директор агентства событий «Ура»
Многие коллеги говорят, хвастаются тем, что проводят онлайн-корпоративы. Но эмоции не т. е. В чём суть праздника? Человек проходит несколько стадий подготовки. Готовится, придумывает, что надеть — особенно девушка. И сборы — это уже часть события. И очень важно общение. Не заменит этих эмоций неживой онлайн! Это то же самое, что смотреть концерт в интернете. Хотя и у онлайна есть плюсы. Например, когда завязана корпоративная работа со многими городами и странами.

У форматов есть свои плюсы и минусы. Но мир уже не станет прежним, поэтому офлайн- и онлайн-мероприятия будут 50/50.
Евгений Васильков
организатор CodeFest
В текущий момент офлайн действительно уничтожен: театры, конференции, концерты, выставки, фестивали — всё накрылось медным тазом.

Вероятно, какие-то корпоративы, свадьбы, дни рождения где-то как-то проходят, но в целом это капля в море в сравнении с тем, что было до марта этого года.

Но перспективы, на мой взгляд, перспективны. Люди уже на ёлку лезут от отсутствия живого общения, онлайн уже у всех в печёнках, и интерес к нему заметно падает.

Офлайн начнёт возвращаться в нашу жизнь в следующем году, но первое время это будет сопровождаться огромным количеством ограничений. Думаю, первым делом спадёт истерия вокруг пандемии, отношение к ней, а сам коронавирус с нами надолго.

Нужно учиться жить в новых условиях. Мы начинаем.
У вас будет корпоратив в этом году?
comments powered by HyperComments
Только полезные письма
Честные истории предпринимателей, актуальная аналитика 2ГИС.
Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определенной Политикой конфиденциальности
Читайте также: