7 декабря 2020 · Дарья Староверова
Всё в дом.
Какие подарки дарит
бизнес на удалёнке
Локдаун и кризис заставили многие бизнесы сокращать маркетинговые бюджеты, но от новогодних подарков компании не готовы отказываться даже в условиях жёсткой экономии. «Как дела» узнали у поставщиков, производителей и у самих дарителей, чем живёт рынок корпоративных сувениров в странном предпраздничном сезоне-2020.
Фото в верхней части страницы предоставлено компанией Jumpica
Коротко о главном
  • В этом году на корпоративных сувенирах сэкономят представители малого и среднего бизнеса. Федеральные сети и крупные компании, особенно в сфере IT, по-прежнему поздравляют с размахом.
  • Традиционные пауэрбанки, ручки, блокноты, термокружки и сумки остаются популярны. В тренде домашний уют и забота о здоровье, но без намёка на коронавирус. Спойлер — многие получат на Новый год увлажнители воздуха или резинки для фитнеса.
  • Новогодние подарки, в отличие от рабочих встреч и совещаний, не стали виртуальными. Сертификаты на обучение и подписки на сервисы не заменили привычных подарков, которые можно потрогать.
    Малый бизнес без подарков
    Пандемия и кризис больнее всего ударили по малому и среднему бизнесу. Компании из этих сегментов стали меньше тратить на новогодние сувениры.

    По словам директора рекламного агентства «Кьюти-дизайн» (Новосибирск) Валерия Бинкина, в прошлом году средний объём партии новогодних сувениров начинался от 300-500 единиц. В этом году заказывают по 30-50 авторучек или по 100-200 ежедневников. В основном это заказы от малого и среднего бизнеса — в этих сегментах на порядок снизились бюджеты на подарки и средний объём заказов.

    Компании не отказываются от привычного деления сувенирных наборов на «эконом», «бизнес» и «вип», но в условиях экономии могут схитрить. «Проверенный вариант — заказать средний по цене интересный артикул тиражом «на всех» и разложить в разную упаковку», — поделился Валерий Бинкин.
    Директор сети магазинов Funburg (Екатеринбург) Дмитрий Крайнов тоже заметил, что бюджеты на подарки сократились. По его словам, сейчас в работе много заказов без окончательного подтверждения: клиенты по несколько раз пересматривают бюджет и уменьшают объёмы партий. Несмотря на это, в декабре в Funburg ожидают новых заказов на новогоднюю сувенирку. Сотрудники готовы исполнять их в сжатые сроки и принимать вплоть до последней предновогодней недели.
    Рынок подарков держится за счет клиентов из e-commerce
    А у столичных поставщиков сувениров предновогодние продажи сопоставимы с прошлогодними. Основной объём заказов обеспечили клиенты из онлайн-сферы, бизнес которых вырос в период пандемии: «На тысячу обанкротившихся предприятий малого бизнеса приходится одна крупная компания, где штат увеличился раза в 1,5, соответственно, и потребность в подарках увеличилась», — объяснила Алия Кешишьян, менеджер по внешним коммуникациям компании «Проект 111».

    Директор по маркетингу московского производителя b2b-сувениров Jumpica Ольга Балога тоже не заметила среди своих клиентов желания сэкономить. По её словам, средний чек одного подарка — 3000−4000 рублей, как и в 2019 году.
    Электроника, например, пауэрбанки по-прежнему остаются популярны. Фото предоставлено компанией «Проект 111»
    В «Новотелекоме» (бренд «Электронный город») и ПФК «Обновление» (фармацевтический бренд Renewal) подтвердили, что бюджеты новогодних подарков остались на прошлогоднем уровне. В Movavi за год вырос штат, поэтому компания заказала больше подарков, чем в прошлом году.

    Сервис онлайн-бронирования трансфера iway в этом году поздравит только сотрудников. Сфера туризма сильнее всего пострадала от последствий пандемии, объём заказов составляет треть от планового, поэтому компания отказалась даже от традиционной новогодней благотворительности, рассказал один из основателей Дмитрий Сарайкин.
    Тренды эпохи пандемии: уют и забота о здоровье
    Забота о людях — содержание, которое чаще прочих стремятся вложить компании в свои подарки. И речь идёт не только о здоровье. Дарят спортивные аксессуары и вещи для создания домашнего уюта: пледы, лампы и толстовки.

    Почти все компании, опрошенные Five p.m., намеренно отказались от использования темы пандемии в подарках из-за неприятных ассоциаций. По словам Натальи Чирковой, маркетолога продуктов для юридических лиц «Новотелекома», компания сделала брендированные маски для сотрудников, но преподнесла их не как сувенир, а как «необходимый в данных реалиях аксессуар».
    Фармкомпания «Обновление» сохранила в подарках тематику своей основной деятельности, но добавила технологического «привкуса». Так, если навести на ежедневник с фотографиями лекарств в процессе растворения смартфон, можно увидеть процесс в деталях с помощью технологии дополненной реальности.

    В подарках от 2ГИС лейтмотивом стал домашний уют — компания подарит предметы и гаджеты, которые помогут навести порядок на столе и «гармонизировать пространство».
    Алия Кешишьян
    «Проект 111»
    Лидерами продаж по-прежнему остаются электроника, одежда (мерч и униформа), ежедневники и ручки. Однако в электронике значительно вырос спрос на гаджеты для здоровья: УФ-стерилизаторы, увлажнители воздуха, устройства для нормализации сна и т. п. Под влиянием удалёнки наблюдается смещение спроса в товары для дома и тёплые вещи. Очень популярны вязаные вещи, особенно пледы.
    Валерий Бинкин
    «Кьюти-дизайн»
    Сохранились тенденции прошлого года на функциональные подарки: гаджеты (bluetooth-колонки, наушники и беспроводные зарядники), наборы с вареньем, ягодами, чаем, трикотаж с интересными принтами и почти незаметным лого, термосы, бутылки для воды. Из оригинальных подарков в этом году особенным спросом пользуются солевые лампы: с новогодней тематикой сделали их для крупного авиапредприятия, энергетиков, инженерной компании.
    Ольга Балога
    Jumpica
    Сразу несколько крупных компаний остановили свой выбор на продуктовых наборах. Хороший чай, вкусный мёд и оригинальные леденцы со «встроенными» специями для глинтвейна. Думаю, такие подарки ещё поддерживают домашнюю, уютную тему, ведь все мы проводим много времени дома в этом году. Этот тренд отразился на подарках и в обратную сторону: популярны наборы для фитнеса, эластичные резинки, скакалки, коврики. Сидишь дома? Не сиди, двигайся!

    Новый тренд — умные розетки и лампочки. В этом году ряды гаджетов пополнили УФ-стерилизаторы: особенно такие, которые можно использовать и как обеззараживатель для смартфтона, и в качестве беспроводной зарядки для него же.

    Маски и перчатки (хлопковые, их ещё называют «ювелирные») тоже заказывают, но я бы не сказала, что это подарок. Скорее, часть подарка или закупка к мероприятию. Есть запросы на инклюзивные товары: мы с удовольствием их предлагаем, для многих клиентов важна социальная составляющая подарка.
    Речь о товарах, сделанных людьми с ментальными особенностями в мастерских при благотворительных фондах.
    О виртуальных подарках: «Когда всё онлайн, важно ощутить физическое тепло и заботу»
    Как ни удивительно, дистанционный год не привел к росту спроса на виртуальные подарки (онлайн-обучение, сертификаты на что-либо и т. п.). «Хочется хотя бы в Новый год оставить ощущение сюрприза, вручения подарка, который будут разворачивать и разглядывать», — говорит Денис Лубов, директор по маркетингу и рекламе фармкомпании «Обновление».

    Ольга Балога не встречалась с практикой отказа от вещественных подарков в пользу виртуальных: «Кажется, что физические подарки стали ещё ценнее, чем раньше. В период, когда всё онлайн, так важно ощутить физическое тепло, заботу, поддержку».

    Из всех компаний, опрошенных Five p. m., только в Movavi рассматривают возможность дарить онлайн-подарки некоторым сотрудникам. Но это не влияние пандемии, виртуальные гифты были и в прошлом году.
    Что ваша компания дарит партнёрам и сотрудникам на этот Новый год?
    comments powered by HyperComments
    Только полезные письма
    Честные истории предпринимателей, актуальная аналитика 2ГИС.
    Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определенной Политикой конфиденциальности
    Читайте также: